Ликвидация предприятия: как её провести

В современных экономических условиях, которые значительно ухудшились после неоднократных волн кризиса, вести бизнес становиться все сложнее. И если сложилась такая ситуация, что Вы вынуждены прекратить предпринимательскую деятельность, каждый предприниматель задает себе вопрос: «Что мне делать, и как быстро можно освободить себя от этого?». Среди нескольких вариантов мы рассмотрим ликвидацию.

Ликвидация – это прекращения деятельности предприятия, вплоть до снятия его с учета в ЕГРЮЛ (Единый Государственный Реестр Юридических Лиц), государственных органах налоговой службы, пенсионного фонда, ФСС (Фондов Социального Страхования), банках и так далее. То есть, это полное прекращение существования предприятия как такового. И лучше всего обращаться за этой услугой к профессиональным юристам, чтобы в процессе ликвидации возникало как можно меньше проблем.

Сроки проведения ликвидации

Ликвидация, может длиться от 4-х – 6-ти месяцев до 3-х лет и более. Причем, здесь многое зависит не только от желания учредителей закрыть свое предприятия, но и многое зависит от желания представителей госорганов, которые будут непосредственно Вам помогать и сопровождать Вас на всех стадиях ликвидации.

Первые шаги

Решение о ликвидации принимается Общим собранием участников, или же, если это акционерное общество, то общим собранием акционеров. В первом случае решение принимается единогласно, в случае же с акционерным обществом за ликвидацию должно проголосовать не менее ¾ акционеров, чтобы это решение набрало законную силу. Только одного голосования недостаточно.

Далее в трехдневный срок направляется уведомление в налоговый орган, по месту учета предприятия, где вносится запись о том, что предприятие находится в стадии ликвидации.

После полагается сделать публикацию о прекращении деятельности и переход в стадию ликвидации в официальном издании, в данном случае это будет «Вестник государственной регистрации». В отдельных же случаях, очень редких, публикацию нужно делать в «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ». Делается это для того, чтобы кредиторы, с которыми предприятие могло сотрудничать, могли выставить свои требования, на что им дается срок в 2 месяца.

Ликвидационная комиссия

Далее на очередном собрании участники (акционеры) должны создать ликвидационную комиссию с главой этой комиссии. Как правило, главой комиссии выступает директор ликвидируемого предприятия, но возможны и другие кандидатуры на этот пост. После этого, все права и обязанности, касающиеся деятельности ликвидируемого предприятия, переходят полностью на ликвидационную комиссию.


Глава ликвидационной комиссии и будет заниматься публикацией в официальном издании, о котором говорилось ранее. Также он занимается поиском имеющихся кредиторов, которые, как нам уже стало известно, должны выдвинуть свои требования в срок 2 месяца с момента принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности ликвидируемого субъекта. Также глава комиссии занимается и получением имеющихся долгов перед ликвидируемым предприятием.

Не забудем также о том, что ликвидационная комиссия принимает и промежуточный ликвидационный баланс предприятия. Этот акт можно назвать инвентаризацией имеющегося имущества и материальных и нематериальных ценностей. Этот баланс не окончательный. Так называемый «ликвидационный баланс» будет составлен уже после всех действий, необходимых для ликвидации предприятия.

Имущество предприятия

Имущество предприятия может быть поделено между участниками или акционерами ликвидируемого предприятия или в равных долях, или в зависимости от части вклада участника или акционера.

Также имущество может быть продано на публичных торгах, если материальных средств предприятия не хватает для того, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Проверки

Каждый из госорганов, будь то это налоговый орган или пенсионный фонд, фонды социального страхования, проводят свои проверки ликвидируемого предприятия на предмет уплаты социальных взносов, налогов и имеющейся задолженности. Но если бизнес был прозрачным, и все уплачивалось вовремя, то проблем с проверками быть не должно.

Конечный исход

Если вся процедура ликвидации была соблюдена правильно согласно действующему законодательству, проверки пройдены, имущество разделено, банковские счета закрыты, а документы ликвидируемого предприятия поданы в государственный архив, то последним шагом будет внесение записи налоговым органом о ликвидации предприятия в ЕГРЮЛ.

Человеческий фактор

И не стоит забывать о наемных работниках, которые числились у Вас в штате. Обязательно ли отрабатывать две недели при увольнении? Этот вопрос будет волновать их больше всего. Законодательство говорит, что отрабатывать нужно, но, тем не менее, этот вопрос остается на рассмотрение каждого работодателя по собственному желанию.

Оцените статью: 

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «