Успех в обучении: «кооперация» левого и правого полушарий
Кто вы - теоретик или мечтатель, логик или творец, покоритель чисел или цвета? Интересно, но факт: это зависит от того, какое полушарие мозга (левое или правое) вы активнее включаете в работу. А вот если при изучении иностранного языка оба этих полушария настроить на «кооперацию», то эффект будет ошеломляющим - удовольствие, интерес и успехи в обучении в одном флаконе.
В предыдущей статье «Способы мышления: познавая мозг, изучаем язык» мы поговорили о том, как устроен и как работает один из самых удивительных «механизмов» - наш мозг. Вспомним, за что отвечают полушария головного мозга: левое (полушарие мышления) и правое (полушарие чувствования):
- левое полушарие: логика, язык, числа, последовательности, линейность, анализ; разложение на составные части
- правое полушарие: картины, образы, цвет, ритм, фантазии, мечты, объем, синтез, составление общей картины
Кооперация: сила двух в одном
Неважно, какой стиль работы человек предпочитает и какое полушарие больше задействовано. Важной является комбинация. И особенно - с точки зрения изучения иностранного языка: только активное кооперирование деятельности обоих полушарий, «наблюдателя-контролера» (левого) и «творца» (правого), повышает эффективность учебы.
Попробуем на практике смешать эти компоненты - процесс обучения (левомозговое мышление) и творческий подход (правомозговое чувствование) при изучении иностранного языка.
Грамматика - пример кооперации двух полушарий
Когда вся наша «железная» логика не помогает выучить пару десятков слов и нет желания их учить, подключаем воображение «справа», добавляя «пряности»: цвет, ритм, картинки, фантазии. Если же при составлении реферата, темы или письма слишком далеко уводят фантазии, стоит воспользоваться «левыми» последовательностями. Ну а грамматика, которую многие хотят попросту перепрыгнуть, - это просто «остров сокровищ» для развития мозга: анализ и синтез одновременно.
Пример
А вот и простой пример: спряжение глагола в настоящем времени в немецком, английском и русском языках. (На всякий случай давайте вспомним: спрягать глагол - изменять его по лицам и числам. С числами ясно - единственное (один), множественное (много). Лица - это те, которые совершают действие, причем каждое лицо действует по-своему: природа позаботилась, и факт этот отразился в буквенном виде). Итак, спрягаем глаголы:
spielen (нем.) | play (англ.) | играть (рус.) |
Ich spiel-е Du spiel-st Er spiel-t Wir spiel-en Ihr spiel-t Sie spiel-en |
I play You play He play-s We play You play They play |
я игра-ю ты игра-ешь он игра-ет мы игра-ем вы игра-ете они игра-ют |
В русском языке мы не размышляем, почему, собственно, «я» соответствует окончание «-ю», «ты» - окончание «-ешь» и так далее. Взглянув же сейчас на немецкий вариант, мы обнаружим схожие закономерности, а в английском еще проще - отличается только 3-е лицо единственного числа. Остается с восторгом потренировать пару-тройку глаголов, и правило «заложится» в мозгу. Благодаря экспериментальной творческой деятельности вы не будете игнорировать грамматику и оцените ее большое достоинство - объяснять общее через частное и частное через общее.
Чем смелее вы смешиваете функции обоих полушарий, тем разнообразнее ваши способности к обучению. Конечно, каждый учится в соответствии со своими природными данными. Однако «голый» теоретик наверняка предложит что-то необычное, если разбавит свои труды цветными «мурзилками», а вечный фантазер натворит еще больше, если будет численно оптимизировать свои мечты. Удачи в смешении работы ваших полушарий!
Читайте также:
Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «