Оценочная система знаний: в чем смысл

Не секрет, что каждый родитель хочет с гордостью сказать, что его ребенок – отличник, первый по учебному рейтингу и вообще почетный студент. Что же определяет этот особый уровень отцовско-детского престижа? Конечно же, оценки. Но что на самом деле значат эти цифры? Неужели они имеют такую неоспоримую важность для учебного процесса?

Нередко оценки – это первоочередное средства ограничения успехов ребенка в школе. Успеваемость учащихся ограничивается набором букв либо цифр на куске бумаги: от 12 до 1, от A до F, от высшей похвалы до самого низкого балла. Некоторые родители поощряют своих детей за хорошие оценки, приписывая абстрактной цифре материальную стоимость. Другие же родители наказывают своих чад за оценки плохие, лишая их различных привилегий: карманных денег, свободного времени, любимого хобби.

Многие исследователи в сфере образования давно сомневаются в целесообразности оценочной системы. Конечно же, родители заслуживают права знать, как их дети учатся в школе, техникуме или ВУЗе, а ученики лишь выигрывают от того, что получают оценку своей деятельности. Однако то, каким образом происходит эта цепочка, может негативно повлиять на развитие ребенка и его отношение к обучению в целом и школе в частности.

Негативные факторы оценочной системы

Исследования показывают три негативных эффекта оценочной системы. Во-первых, интерес к обучению при такой системе мотивирования значительно снижается у большой группы учащихся. Во-вторых, они начинают предпочитать простые задачи сложным – не потому, что ленивы, а потому, что рациональны. В конце концов, если на кону возможность получить «пять», то зачем подвергать себя риску? В-третьих, ученики начинают мыслить весьма поверхностно и быстрее забывают то, что выучили, как только в дело вступают оценки.


Чтобы не сгущать краски, те, кому посчастливилось учиться в школах (или даже отдельных классах), где оценки, будь они в виде цифр или букв, не ставятся, гораздо вероятнее продолжат изучать те предметы, в которых они хуже разбираются, представляя это себе как личный вызов, некое испытание. Такие ученики способны к глубокому критическому мышлению и лучше усваивают новый материал.

Хвалите детей не за оценки, а за знания

Конечно же, школьная система (как и система высшего образования) вряд ли поменяет свое отношение к оценкам в следующее десятилетие. Однако есть нечто, что может сделать каждый родитель для того, чтобы нейтрализовать «убивающий тягу к знаниям» эффект заветных цифр. Постарайтесь хвалить детей и учеников не за то, какую оценку они получили, а за то, как глубоко они разбираются в предмете, как много усилий прикладывают для его изучения.

Концентрация на реальных знаниях, которые бы откладывались в памяти студентов в долгосрочной перспективе, приведет к несоизмеримому улучшению общего уровня образования, более объективной оценки реальной подготовки учащихся и их приспособленности к работе и обучению в реальных условиях современного мира, где оценки не исчисляются набором символов.

Оцените статью: 

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «