Образование и образованность: в чем разница

Когда речь заходит об образовании, здесь определенно необходимо уточнить, что именно мы имеем в виду под этим весьма и весьма широким понятием. Часто образование путают с образованностью, но это, как говорят в одном небезызвестном городе, – «две большие разницы».

Не зря мы привели в пример цитату Эйнштейна. Ведь в современном мире образование – это весьма абстрактное понятие, которое подразумевает скорее учебные заведения, чем реальные знания. Для некоторых это – годы, потраченные если не впустую, то чаще всего без особой пользы. Это устаревшие знания, полученные из устаревших книг, неправильные ответы, полученные на неграмотные вопросы от неквалифицированного преподавательского состава. С другой стороны, образование – это самые лучшие, яркие и эффективные годы жизни, потраченные отнюдь не в пустоту, но на благо себе и другим

В чем разница

Пожалуй, вся разница в том, как человек воспринимает возможность для образования и как поступает с ней, даже если она не оправдала его надежд. Некоторые из нас, разочаровавшись в современной образовательной системе, опускают руки и перестают стремиться к академическим высотам. Другие же, напротив, зарываются в глубины самопознания и стараются дать образование себе самому – с помощью огромного количества информации, появившейся в открытом доступе с распространением сети.

Но образованность это совершенно другое понятие. Образованность подразумевает эрудицию, энциклопедические знания, определенный уровень познаний и навыков. И, несмотря на тесную связь, априори, эмпирика показывает, что образованность и образование могут быть не связаны между собой (хотя в идеале они должны дополнять друг друга).


Так что же в итоге важнее из этих двух понятий для современного человека? Давайте попробуем разобраться в этом нелегком вопросе. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Конечно, мир знал и исключения из этого правила, но они обычно это правило и подтверждали.

Академический минимум всегда был тесно и неразрывно связан с положением в обществе. На поверку практические знания и образованность порой оказываются важнее. История знает много случаев, когда человек с образованием этого самого образования, по сути, не имел. И наоборот: человек без научных степеней с высоким уровнем образованности прекрасно разбирался в том или ином предмете, и был на высоте.

Процесс и результат

Среди педагогов также существует версия, что образование – это процесс, а образованность – результат. Версия, конечно же, имеет право на существование, но с ней трудно согласиться на все сто процентов. Ведь, если образование – это процесс, почему он воспринимается многими как результат? «Получить образование», «я получил образование», «у меня теперь есть образование» - знакомые каждому фразы, которые заставляют усомниться в данном варианте толкования понятия. И, напротив, образованность – скорее не результат, а состояние, в котором человек находится. Вместо «я получил образованность» мы говорим «я стал образованным», «я образован», воспринимая образованность как новое, улучшенное состояние человеческого «я», его сознания и совокупности мыслей.

Вот почему, несмотря на все различия и толкования, к образованности надо стремиться, не забывая и об образовании. Идеальный вариант – это тот случай, когда одно соседствует с другим и дополняет его. Однако, зная, что идеала в жизни не достичь, хочется посоветовать будущим светлым умам лишь одно: не гонитесь за степенями, не имея реальных практических знаний. Уж лучше прослыть образованным неучем, чем дилетантом со степенью доктора наук.

Оцените статью: 
5

Читайте также:

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «