Различные виды франчайзинга
Франчайзинг - это прибыльная альтернатива иметь свое собственное дело. Все же, это зависит от того, какой вид франчайзинга выбрать. Какие виды франчайзинга, вообще, существуют, и что с этим связано, узнаете здесь.
Франшизная система зарождается в средневековье и происходит из французского языка. При необходимости поддержки торговца в течение столетий развивалась доходная и чрезвычайно успешная система, которая пользуется все большей популярностью у учредителей.
Сегодня в основном франчайзинг отличают по следующим критериям:
- Виды франчайзинга
- Франчайзинг с различными основными задачами
- Особые формы франчайзинга
- Франчайзинг относительно взаимодействия франчайзера и франчайзи
Особые формы франчайзинга
Наряду с известными и употребительными формами франчайзинга, которые уже здесь назывались, имеется также возможность "особого франчайзинга", который отличается от обычного франчайзинга следующим:
Мастер-франчайзинг
При этой форме франчайзинга предприниматель выступает не только как франчайзи, но и как франчайзер. Как франчайзи он приобретает франшизу иностранного предприятия, которое хочет устроиться на немецком рынке. Предприниматель получает в соответствии с франшизой регион или всю страну, в которой он должен создать и установить эту франшизную систему как систему сбыта. Поэтому он превращается из франчайзи во франчайзера. Он предоставляет лицензии франчайзи за свой счет.
Виды франчайзинга
Тот, кто решился на бизнес-модель франчайзинга, стоит перед вопросом: "Какую форму франчайзинга выбрать?". При франчайзинге различают следующие виды:
1. Полная франшиза
Полная франшиза - это, пожалуй, самая распространенная форма франчайзинга. Здесь речь идет о так называемом обычном случае франчайзинга. Франчайзи приобретает бизнес-идею и концепции франчайзера в форме лицензии и управляет предприятием юридически и экономически самостоятельно (например: МакДональдс).
2. Франшиза Shop-in-shop (магазин в магазине)
Эту форма франчайзинга часто встречается в розничной торговле. При этом речь идет, в большинстве случаев, о маленьких магазинчиках, которые расположены в больших универсальных магазинах. Они располагают постоянным ассортиментом, который они могут предложить. Преимущество такого франчайзинга в том, что можно быть не только франчайзи, но и франчайзером, так как можно иметь в этих универсальных магазинах по одному собственному (пример: булочные, мясные лавки и т.д.).
3. Корпоративная франшиза (большой франчайзинг или также инвестиционный франчайзинг)
При этом виде франчайзинга франчайзи - это, как правило, общество, которое не управляет самостоятельно предприятием, а этим занимается коммерческий директор. Эта форма франчайзинга подходит только для людей, которые располагают соответствующим капиталом, так как здесь затраты очень высоки, по сравнению с "нормальным" франчайзингом. Здесь, как правило, франчайзи должен считать инвестиции в размере более чем 500 000,00€. Типичным предприятием инвестиционной франшизы является, к примеру, ОБИ.
4. Мини-франшиза (ведомственная франшиза)
Эта форма франчайзинга менее известна и не так распространена. Она интересна только для уже существующих на рынке предпринимателей, которые еще хотят открыть новую сферу деятельности, которой они не располагают. Здесь предприниматель образует новое собственное отделение, для которого заключается договор франшизы.
5. Конверсионная франшиза
Конверсионный франчайзинг описывает переход филиалов франчайзера в самостоятельные предприятия франчайзи. Разумеется, принятие ранее независимых предприятий (той же самой отрасли) во франшизную систему также определяется конверсионной франшизой.
Франчайзинг с различными основными задачами
1. Сервисный франчайзинг
При этом виде франчайзинга франчайзи предлагает на рынке не продукцию, а знания. Акцент здесь делается на сервисные услуги, которые франчайзи предлагает на рынке под торговой маркой, брендом или фирменным знаком франчайзера. Франчайзи здесь обязуется соответствовать установленным нормам, заданным величинам и директивам франчайзера. Типичные предприятия сервисного франчайзинга - это, к примеру, прокат автомобилей, страховые агентства или агентства по временному трудоустройству.
2. Франчайзинг сбыта
При этом виде франчайзинга франчайзи занимается магазином под именем франчайзера. Товары, предложенные франчайзи, устанавливаются франчайзером, либо производятся им самим или третьими лицами. Здесь франчайзер обеспечивает франчайзи всей концепцией, ноу хау и правами, чтобы поддержать торговлю франчайзи (например, рынки швейной промышленности и т.д.)
3. Товарный франчайзинг (производственный франчайзинг)
Это противоположность франчайзингу сбыта, при котором франчайзи продает продукцию франчайзера, франчайзи производит товары сам. Эта продукция, произведенная франчайзи, продается под товарным знаком франчайзера. Очевидно, что преимущество здесь на стороне франчайзера: Транспортные расходы очень низкие, так как в большинстве случаев предприятия и места продажи находятся рядом (к примеру, разлив напитков).
Франчайзи, обладающий несколькими франшизами
Эта особая форма франшизы встречается довольно часто во Франции. При этой особой форме франчайзи участвует в различных франшизных системах (например: франчайзи во франшизной системе магазина строительных товаров ОБИ, сети фаст-фуда МакДональдс, проката автомобилей EuropCar).
Многократная франшиза
Эта особая форма франшизы подобна той, где участвует франчайзи нескольких франшиз, с различием в том, что он приобретает лицензии не в разных франшизных системах, а получает несколько лицензий в одной франшизной системе. Тем не менее, этот вид франчайзинга несет риск того, что франчайзи становится регионально слишком "мощным". Это может отразиться отрицательно.
Областное развитие договоров – Area Development Agreements
Этот вид "франчайзинга" первоначально происходит из США и широко там распространен, между тем как у нас с ним почти не знакомы. При этом предприниматель развивает определенную область как "разработчик" ("developer"). Он строит определенное количество предприятий в одной области и заключает как разработчик соответственно один договор франшизы.
Франчайзинг может встретиться также после взаимодействия франчайзера и франчайзи. При этом виде франчайзинга различают следующие формы:
1. Партнерский франчайзинг
При этом виде франчайзинга франшизная система совершенствуется как франчайзером, так и франчайзи. Оба партнера встречаются здесь как равноправные предприниматели этой системы. Такой партнерский франчайзинг не является общепринятым и встречается крайне редко. Часто употребляемой формой этого вида франчайзинга является
2. Субординационный франчайзинг
Франчайзеры и франчайзи стоят в одном соотношении субординации. Типичным для этой формы франчайзинга являются односторонние сделки франчайзера относительно плана продаж и внешнего вида системы. В большинстве случаях при франшизных системах речь идет о субординационном франчайзинге.
Читайте также:
Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?
Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «